Томскому бизнесу пустили кровь
FLB: Кому в Томской области выгодно «кошмарить» бизнес?
«В недавнем обращении Федеральному собранию Президент Путин по традиции уделил внимание российскому бизнесу, подчеркнув, что «лучший способ сделать бизнес патриотичным — обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров». Эксперты отмечают, что Владимир Путин в очередной раз призвал бизнес и власть установить между собой прозрачные отношения. Это означает, что обеим сторонам попросту необходимо внимательно относиться к своим прямым обязанностям. Иными словами, предприниматели должны работать, а власть — создавать для этого комфортные условия. Только в этом случае, как отметил Президент, «российские регионы могут стать экономически самостоятельны». А эта задача сегодня стоит практически перед каждым губернатором.
Очевидно, что напутствие главы государства актуально только для тех регионов, где между властью и бизнесом сложились конструктивные отношения. А что делать бизнесу там, где его не только не слышат, но еще и устраивают настоящую травлю? Там, где административные барьеры уступили место криминальным разборкам?
Ответы на эти и многие другие вопросы наверняка хотели бы услышать в Томске, где предприниматели, похоже, ликвидируются как класс. Причем в самом что ни на есть прямом смысле. Минувшая осень запомнится надолго всем жителям Томска и области. Так, 7 ноября в офисе ООО «Научно-производственный комплекс «Электротепловые технологии» были застрелены гендиректор компании Сергей Шильников и его заместитель Анна Кузнецова. Тела руководителей предприятия в лужах крови обнаружил охранник фирмы во время планового обхода. Как установили специалисты следственного управления СКР по Томской области, смерть топ-менеджеров наступила от огнестрельных ранений. Доказательством этому стали найденные на месте преступления стреляные гильзы.
С первых же дней расследования, как сообщало «Полит.Ру», стало понятно, что двойное убийство носит явно заказной характер. «Электротепловые технологии» занимали видное место в структуре промышленных предприятий Томской области. Компания является одним из крупнейших производителей ацетилена и других криогенных газов.
Расправа над предпринимателями потрясла область. В состояние шока томичей ввергло не столько жестокость совершенного преступления, сколько осознание того, что убийство Шильникова и Кузнецовой стало вторым(!) подряд убийством представителей регионального бизнес-сообщества за неполные две недели. 26 октября был до смерти забит бейсбольной битой владелец томской сети супермаркетов «Радуга вкуса» Максим Хайкис. Молодому предпринимателю был всего 31 год. Тело бизнесмена нашли в пригороде Томска, куда он приехал подыскать место для нового магазина.
В городе, как отмечала «Общая газета», тут же заговорили о возвращении «лихих 90-х». Губернатор Томской области Сергей Жвачкин обратился к силовым ведомствам региона с требованием принять все меры к скорейшему раскрытию убийств томских предпринимателей, назвав преступления «настоящим вызовом для власти и общества». «Мы не допустим возврата «лихих 90-х», а потому расследование этих громких убийств — дело чести правоохранительных органов», — торжественно заявил губернатор.
Громкие убийства томских бизнесменов не остались незамеченными на федеральном уровне. Ведущие эксперты отметили, что из криминала эти события уходят в социально-политическую плоскость. Ведь если подобные происшествия приобретают системность, ситуация в регионе выходит из-под контроля.
О возвращении на территорию региона «лихих 90-х», которого так не желает допускать губернатор Сергей Жвачкин, в области не говорит разве что ленивый. После серии громких убийств предприниматели, уже не стесняясь, твердят о том, что бизнес в регионе окончательно потерял цивилизованные черты. «От взяток и откатов мы уже докатились до «мокрухи». Что будет дальше?» — задается риторическим вопросом пользователь Sen на одном из местных интернет-форумов.
В Торгово-промышленной палате Томской области упорно муссируется информация, что представители местных отделений «Деловой России» и «Опоры России» готовят письмо на имя президента Владимира Путина с просьбой лично разобраться во всем происходящем. Пока обращению бизнесменов «зеленый свет» не зажгли. Возможно, властям удастся замять дело, если в Томск на переговоры приедет бизнес-омбудсмен Борис Титов. Представители столичного руководства «Деловой России» от комментариев по поводу готовящегося визита г-на Титова отказались.
Возможно, недовольство томских предпринимателей не носило бы столь массовый характер, если бы власть сумела найти с бизнес-сообществом общий язык, считают томские эксперты. Но губернатор Сергей Жвачкин, назначенный на эту должность около полутора лет назад, предпочел дистанцироваться от диалога с бизнесом. В кулуарах ходят разговоры, что добиться встречи с первым лицом региона, проповедующим современные «менеджерские» подходы, практически невозможно. Свое общение с представителями крупного и среднего бизнеса он замкнул на своих заместителей, которые не имеют полномочий принять то или иное принципиальное решение. По факту получается, что актуальные вопросы бизнеса, требующие немедленного вмешательства губернатора, повисают в воздухе. Это касается и вопросов налогообложения, выделения участков под строительство, согласование инвестиционных проектов.
«Губернатор практикует непонятные для нас подходы в управлении регионом, — говорит бизнесмен Сергей К., занятый в области лесопереработки. – Он глух к многочисленным письмам и коллективным обращениям. Многие принципиальные решения, касающиеся той же лесопереработки, принимаются без участия представителей профильного бизнеса. Президент Путин говорит о создании открытых правительств, укреплении диалога между бизнесом и властью. А по факту диалог между нами полностью исключен. Сейчас становится гораздо проще получить регистрацию в той же Омской области, а участки для работы попросту арендовать. Но выгодно ли это Томской области? Ведь основные налоги от нашей деятельности будут поступать нашим же соседям».
Единственным инструментом в отношениях бизнеса и власти в Томской области всё чаще становятся многочисленные налоговые и прокурорские проверки. По информации томского отделения «Опоры России», количество запросов и проверок налоговой и бухгалтерской отчетности в 2013 году по сравнению с прошлым годом выросло в регионе примерно на 20 процентов. Серьёзным длительным проверкам подвергся целый ряд крупных компаний, которые, по сути, были хребтом региональной экономики: ООО «Дельта», ОАО «ТЭЛЗ», ОАО «Сибэлектромотор», ООО «Северная группа», ООО «Вектор», ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» и многие другие. Окончательные итоги года и число рейдов налоговых и силовых ведомств будут подведены общественной организацией в феврале будущего года. Вряд ли стоит сомневаться, что количественный показатель ощутимо подрастет. Как растет и число предприятий-банкротов: согласно данным налоговых служб, в 2013 году в регионе обанкротилось в три раза больше предприятий, чем в предыдущие два года. Значение показательной для любой экономики цифры нивелируется лишь появлением новых компаний инновационного толка, которые перманентно открываются (как, впрочем, и закрываются) на территории Томской технико-внедренческой зоны.
Чего именно методом кнута добиваются томские власти в отношениях с местным бизнесом? Пока неизвестно. Вряд ли новому губернатору, перед которым поставлена задача сделать область экономически независимой, выгодно угнетать главных «спонсоров» областного бюджета. В среде томских бизнесменов все крепче утверждается мнение, что губернатор-варяг попросту «зачищает поляну» для «своих» предпринимателей. Например, в сфере строительства. В свое время ещё при старом губернаторе Крессе в регионе сформировался пул из четырех фирм, которые активно занимались строительным бизнесом. В этот пул входили четыре крупных оператора: компания «ТПСК» Владимира Мамонтова, ГК «Карьероуправление» Екатерины Собканюк, ООО «ЗСК «Химстрой», к активам которого по имеющейся информации относится сын спикера областного Заксобрания Оксаны Козловской Михаил, а также ОАО «ТДСК» Александра Шпетера, фактически являющаяся главным оператором наиболее крупных строительных подрядов в регионе.
Кстати, при Викторе Крессе столь жестких ограничений не было, заполучить подряд на строительство было существенно проще. Заказов хватало всем. Регион, таким образом, постоянно получал дополнительные рабочие места и более широкую налоговую базу. Характерно, что с приходом в регион Сергея Жвачкина наиболее выгодные предложения от областной власти на сегодняшний день имеет ОАО «ТДСК». Именно компания Шпетера курирует проекты по строительству жилья в районе Кузовлевского тракта, микрорайона «Зеленые горки» и других значимых социальных объектов. Кроме того, именно «ТДСК» взялась за освоение 450 млн рублей из федерального и регионального бюджетов. По имеющейся информации, эти средства «ТДСК», как полагают, без проведения положенных конкурсных мероприятий получила по контракту на строительство радиологического каньона — корпуса областного онкологического диспансера, который увеличит возможности медиков в лечении опасных заболеваний. Одним из главных конкурентов на этот подряд в закулисье областной администрации называли компанию бизнесмена Владимира Мамонтова. Выбор в пользу Шпетера по слухам был сделан именно по причине близких отношений последнего с губернатором. Поговаривают, что некоторое время господин Шпетер даже проживал с Сергеем Жвачкиным на одной лестничной площадке и дружил семьями…
На будущий год руководство области намерено получить порядка 8 млрд рублей из средств федерального бюджета на строительство объектов социальной сферы. Есть веские основания полагать, что дружественные отношения с губернатором в вопросе распределения бюджетных средств могут оказаться выше профессиональных заслуг той или иной компании.
Вполне логично, что коррупционная компонента все отчетливее прослеживается в работе высших должностных лиц Томской области. Последний случай — приговор бывшему начальнику регионального управления департамента при Верховном суде Владимиру Юринскому. Как заметил бывший глава СУ СКР по Томской области Павел Сбышко, таких дел в стране ещё никто не расследовал. Обвинение подсудимому было предъявлено по статье 290 УК РФ ч. 3 и 4 («Получение должностным лицом взяток, в том числе в крупном размере»). В течение двух лет Юринский получал деньги от организаций, с которыми управление заключало договоры и госконтракты на теплоснабжение, строительство и ремонт объектов, принадлежащих судебному ведомству. От руководителей этих фирм Владимир Юринский получил более 5,5 млн руб. Все 10 эпизодов передачи взяток чиновнику нашли подтверждение в суде, но наказание следует признать чисто формальным: за свою «работу» Юринский получил семь с половиной лет лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет и штраф в размере 4,5 млн руб.
Как полагают эксперты, борьба со взяточничеством со стороны Сергея Жвачкина пока носит чисто декларативный характер. Буквально на днях он вручил почётную грамоту сотруднику одного из органов исполнительной власти Томской области за отказ в получении взятки. Заветный конверт с 200 тысячами рублей госслужащему предложил один из бизнесменов за помощь в подготовке разрешительного документа. В ответ чиновник сообщил об инциденте непосредственному руководителю, в правоохранительные органы и в контрольно-ревизионное управление администрации Томской области. Губернатор поощрил честного сотрудника премией в размере 50 тысяч рублей и словами благодарности. «Среди чиновников сегодня много порядочных людей, и ваш поступок это подтверждает», — подчеркнул Сергей Жвачкин. Кто именно оказался столь принципиальным специалистом, в областной администрации не уточнили. Впрочем, общественность на эту любопытную деталь особого внимания не обратила: в Томске уже привыкают к тому, что молчание и холодная отстраненность становятся фирменным знаком нового правительства региона.»
Источник — http://flb.ru/info/56775.html
- Вконтакте
- Обычная форма