Архив в XXI веке больше, чем архив

24.2.2013, 16:35;

Киноархивы в ХХI векеИли меньше… Это пытались выяснить в ходе Круглого стола на тему «Киноархивы в ХХI веке – тенденции, задачи, особенности, перспективы», проходившего 31-го января 2013 года в рамках XVII кинофестиваля архивного кино «Белые столбы», ведущие киноведы и киноархивисты России. Копья сломаны не были, резолюции не вынесено, но выводы сделаны. А главное, был продолжен разговор – разговор, который необходимо в настоящее время вести постоянно, активно, на всех уровнях.   Пересказ, наверное, стоит начать не с прагматики, а, как говорится, о вечном. Президент общественной организации «Гильдия киноведов и кинокритиков России», киновед и телеведущий Андрей Шемякин вспоминал, что лет одиннадцать назад уже поднимался вопрос о принципе существования архива вообще. Тогда полемически обнажились две принципиальные позиции. Киновед Владимир Дмитриев, первый заместитель генерального директора Госфильмофонда, создатель и художественный руководитель фестиваля архивного кино «Белые столбы», считал, что только кинопленка дает понятие подлинности. Новые технологии лишь помогают в архивном деле, но не меняют его устоев. С ним спорил Виктор Матизен, занимавший в то время пост президента Гильдии киноведов и кинокритиков России. Он считал, что архив должен быть оцифрован, храниться на внешних устройствах компьютера, чтобы быть доступным всем и везде.

Но сразу возникает вопрос: не приведет ли тиражирование к утрате понятия о подлинности и самой подлинности? В истории человечества известны случаи, когда целые виды вещей и даже животных изчезали с лица земли именно потому, что их было слишком много (когда у человека чего-то слишком много, то он перестает это ценить). И если в прошлом веке архив являлся по сути своей образцом абсолютной подлинности, заключенной в рамках конкретного учреждения, (и с этой точки зрения киноархив был сродни литературному архиву), то в веке нынешнем абсолютная истина – это некий идеальный образ, к которому можно приблизиться лишь в технологическом пространстве.

Кстати о нем: технологии хранения киноархивов тоже нуждаются в скрупулезной оценке. Об этом на Круглом столе с самого начала заговорил киновед и культуролог, действительный член Российской академии художественной критики Кирилл Разлогов. Главный минус цифровых носителей в их недолголетии. Любая цифровая технология и носитель живет в среднем 5 лет, после чего умирают естественным путем, а на смену им приходят более совершенные. Возникает новая система оцифровки и новая система показа. Пленка же имеет наиболее длительный срок хранения (больше – только бумага).

Что же делать? То ли каждые 10-15 лет делать новую отцифровку. То ли все переводить обратно в пленку. Это дорогостоящие процессы. И если, допустим, в кинопрокате они окупаются, то в государственных архивах процесс финансирования – отдельный. Будем честными, труд их работников оплачивается весьма скромно, а труд это большой. И сосредоточение всех архивных материалов в одних руках (а точнее, отказ от цифрового тиражирования, которое невозможно контролировать) дает, по крайней мере, конкретную возможность получать какие-то материальные средства за этот труд.

Кроме того, при переводе с пленки на другие носители, утверждают многие историки кино и преподаватели киновузов, художественный фильм теряет 20-25% качества. Студенты, смотрящие такое кино, в результате теряют вкус к хорошему изображению. Киноархивы в традиционном своем виде, к слову, еще имеют возможность (и осуществляют ее) хранить пленки разных форматов, а также промежуточные варианты художественных картин (что просто необходимо для изучения истории кино).

Режиссер, сценарист и актер Дмитрий Салынский, считает, что кино нужно переносить в «облако», которое невозможно уничтожить – оно существует непонятно где, но и везде. Тогда фильмы будут издавать миллионами, они будут во всех домах (здесь автору хочется напомнить читателю третий абзац данного текста). Главная сложность, которая останется в этом случае, – решить вопрос с авторскими правами. Киновед, историк кино Александр Дерябин призвал уже сейчас думать о том, что придет на смену кинопленке (ведь, например, на земле может кончиться серебро, а хранение кинофильмов будет становиться все более дорогостоящим процессом), и организовывать конференции и круглые столы с участием производителей носителей (как видно из данного текста, процесс пошел). Придется пересмотреть всю систему, в частности, отменить постулат «хранить надо все»: с тех пор как цифровые камеры стали бытовым предметом, количество съемок вырастает многократно, ни один архив мира не сможет сохранить все это. Однако, как отмечено выше, именно это может привести к тому, что XXI век окажется просто недокументированым (итого: замкнутый круг? Или нет?)

Наталия Егорова

Поделитесь в социальных сетях:


Комментарии:
  • Вконтакте
  • Обычная форма